Чем отличается профессиональная фотография от любительской? Да ничем по сути своей не отличается. Кроме одного момента, наличием сюжета, ведь на начальных этапах фото мастерства не всем удается заложить в фотографию определенный сюжет. Хотя наличие сюжета является самым важным в фотографии и влияет на «интересность» фотографии!
Сюжет, как основа фотографии
Целью этой статьи является краткое описание некоторых конкретных аспектов, влияющих на построение сюжетной фотографии. Поэтому некоторые пункты оказались не целиком раскрыты.
Фотограф — это творческая душа, а как любая творческая душа, душа фотографа имеет определенные предпосылки, которые и отражаются в снимке. Хватит говорить заумными словами, давайте рассмотрим что нам нужно для формирования в фотографии некого сюжета.
- В совершенстве знать изображаемую действительность. Не стоит буквально принимать словосочетание «в совершенстве»; конечно, никто не требует знать наизусть периоды полураспада элементарных частиц при съемке репортажа в лаборатории высоких энергий, но отличать академика Сахарова от вашего соседа Лели Цукермана по меньшей мере, не помешает.
- Осмыслить сюжет. По меньшей мере, необходимо осознавать не только что (объект съемки) вы снимаете, но и почему вы это делаете. Если вы решили сфотографировать надкусанное яблоко, то хотя бы для себя определитесь, на кой болт оно вам сдалось. Затвор в фотоаппарате не вечный, и если вы абсолютно уверены в том, что ресурс затвора того стоит, и вам есть, что сказать зрителю через это надкусанное яблоко (рекламная кампания фруктовой фирмы по производству компьютеров, например) – фотографируйте.
- Выразить свой замысел в наиболее интересной и четкой форме. Можно долго растекаться мыслью по древу на эту тему, что и будет сделано позднее, но в двух словах, продолжая тему надкусанных яблок, то если вы это яблоко поместите в кучу других яблок или помидор, особенно если яблоко тоже красное, то оно просто – напросто там потеряется и все потуги предпринятые в двух предыдущих пунктах сойдут на нет.
Так же необходимо учитывать следующие фундаментальные принципы:
- Точка съемки определяет предмет и его свойства. Простейший пример — куб, если вы сфотографируете его «в лоб», то на фотографии у вас получится квадрат, но если вы сместитесь в сторону, плюс к этому еще и немножечко вверх, то взору откроются ребра куба и другие стороны. И тогда зрителю придется капитулировать перед вами и признать, что вы сфотографировали именно куб, а не концепт унитаза 23 века.
- Момент съемки: фотография будет смотреться выразительнее, если вы «схватили» определенный момент, другими словами поймали «характерный жест». Посудите сами, просто спящая собачка — это скучновато, а если ваш ассистент ее разбудит и она при этом его тяпнет за левую булку, а вы при этом еще и «схватили» этот момент, ну чем не сюжет рекламной фотографии на социальную тему «наши питомцы»?
- Форма кадра квадрат или прямоугольник? Квадрат — штука такая монументальная, сосредоточенная, статичная, особенно если структура композиции в фотографии круг. Прямоугольник — более демократичная форма, ее вертеть можно, например, ориентировать.
- Ориентация кадра вертикальная или горизонтальная? Вертикальная ориентация кадра позволяет подчеркнуть высоту изображаемого в кадре: высотные здания, высокие девушки. Горизонтальная ориентация кадра подавляет «высоту» в фотографии и подчеркивает ширину. Простейший пример — это пейзаж.
- Действие объекта: жест передает настроение, придает естественность. Так же как и поза может передавать характер изображаемого объекта. Простейший пример боксеры, а тема фотографии «бокс». Поединок будет смотреться характерно, когда боксеры запечатлены в момент удара, а не когда прыгают друг напротив друга.
- Обстановка: либо сюжет будет правдивым и содержательным — боксеры на ринге, на заднем плане зрители, либо своей неправдоподобностью могут обнажить скрытые черты объекта съемки — те же боксеры, но на зеленой лужайке.
- Расположение предметов на снимке придает большую наглядность, сосредотачивает внимание на главном в сюжете, обуславливает взаимосвязь между отдельными сюжетами и объектами, вносит занимательность. Другими словами, читаем «расположение предметов на снимке», а понимаем «композиция».
Не менее важной задачей в фотографии является передача ощущения пространства, что усиливает правдоподобность, реальность, переносит зрителя в центр изображаемого действия и среды. Это достигается:
- углом зрения (съемки). Вспомним куб.
- перспективой
- разделением планов (переднего и заднего)
- глубиной резкости — передний план резкий, а задний размыт
- распределением сюжетов в разных плоскостях — тут боксеры дерутся, там зрители хлопают
- кадрированием — все лишнее, не относящееся к сюжету или фотографируемому объекту режем, не дожидаясь перитонитов.
- размещением света и теней: 1 направление и способ освещения влияет на форму предмета, подчеркивает фактуру и внешний вид. Распространенная ошибка при съемке людей это вспышка «в лоб» (в лицо другими словами), в этом случае получаются без теневые блины вместо лиц без намека на объем. 2 Тени влияют на читаемость и выразительность фотографии, концентрируют внимание на деталях, добавляют правдоподобности снимку.
Надеюсь данная стать поможет вам хотя бы самую малость в освоении фото мастерства и поможет Вам в создании самого классного сюжета!