Каждый уважающий себя фотограф сталкивается с необходимостью съемки в условиях искусственного освещения. Существует бесчисленное множество схем освещения, некоторые из которых рассмотрим сейчас.
Виды света
Рисующий свет — основной источник света, создающий светотеневой рисунок. Все остальные источники по отношению к нему второстепенные и служат для подчеркивания отдельных деталей и высветления теней.
Заполняющий свет — источник, свет от которого идет от места где установлена камера. Служит для высветления теней от источника Рисующего света. Возможен вариант, когда Рисующий и Заполняющий источники совмещены, тогда получается бестеневой рисунок.
Фоновый — служит для освещения фона. Поскольку часто источник света невозможно поместить за объектом, то он сдвигается вбок, либо ставятся два источника по бокам.
Контровый — служит для освещения объекта съемки сзади. Моделирующий — служит для выделения светом боковых поверхностей объекта съемки.
Все вместе эти источники света применяются достаточно редко. Для большинства видов съемки достаточно трех (рисующий, заполняющий и фоновый) или двух (рисующий и фоновый). Всегда следует иметь ввиду, что ряд источников освещения может быть заменен обычными отражателями. Например источник заполняющего света может быть заменен белым отражателем, стоящим рядом с объектом съемки. Также следует понимать, что светотеневой рисунок это просто соотношение яркостей участков и если мы хотим, чтобы что-то выглядело более светлым, то можно не освещать дополнительно эти места, а затенять остальную часть объекта, применяя например черный отражатель. Для того, чтобы свето - теневые переходы были более резкими или более мягкими, применяются различные насадки на источники света. Существует общее правило — чем больше поверхность излучения, тем мягче тени. Для получения мягких теней используются софт-боксы различной величины и рассеиватели, а для получения резких теней, например сотовые насадки. Самые мягкие тени получаются при освещении светом из большого окна в пасмурную погоду. Вообще, если Вы не привязаны ко времени съемки и не нуждаетесь в жестком свето-теневом рисунке, то большинство сюжетов может быть снято с использованием света из окна и нескольких отражателей.
Пояснения к схемам: 1 — Модель 2 — Камера 3 — Софт-бокс 4 — Отражатель 5 — Рисующий источник света (маленький софт-бокс, сотовая насадка) 6 — Маленький софт-бокс, освещающий задний фон.
1) Первая рассмотренная нами схема, это схема с одним источником света. Для того, чтобы получить нужный результат вполне достаточно одного источника освещения. Можно использовать небольшой софтбокс, находящийся сзади и несколько выше камеры.
На получившемся изображении, практически нет теней, так как источник света находился рядом с камерой. Фон освещать не было необходимости, так как модель стояла близко от него, а тень располагалась за ней и не видна в кадре. При таком способе освещения хорошо скрадываются все дефекты кожи, которые отчетливо видны при боковом освещении. Поэтому необходимо поработать в графическом редакторе, существует множество уроков для уменьшения погрешностей кожи.
2) Вторая схема так же представляет собой схему с одним источником света, но добавляется отражатель.
Источник света, в нашем случае софт-бокс, располагался слева от модели, равномерно освещая левый бок. Для того, чтобы правый бок не оказался слишком темным, софтбокс стоял не точно сбоку, а немного ближе к камере. Фон не освещался, так как модель стояла близко к нему, а тень от нее не попадала в кадр, так как освещение было слева, а не спереди. Рядом с правым бедром держался небольшой (30х40см) отражатель из мятой фольги, наклеенной на картон. В результате бедро оказалось подсвеченным отраженным светом.
3) Третья схема имеет три источника света. Очень распространенная схема света, назовем ее «классическая».
Модель спереди освещается заполняющим светом, слева источник рисующего света, подчеркивает контуры лица. Справа позади модели расположен источник света, можно маленький софт-бокс, подсвечивающий фон. В результате получаются достаточно хорошие тени на лице.
4) Четвертая схема тоже достаточно распространенная и так же имеет три источника света. Называется она «High key» в переводе “Высокий ключ” или “Светлая тональность”.
Все очень просто, ставим два источника света по бокам, чтобы фон стал достаточно ярким, заполняющий свет установлен как всегда чуть выше камеры. При таком освещении модель лучше одевать в контрастную одежду, т.е если фон белый (он станет вообще ярко белым) то лучше одевать черную одежду и наоборот.
5) «Голливудская» схема, большинство рекламных фотографий снимаются при помощи этой схемы.
Один источник света подвешивается практически над самой моделью и освещает её сверху. Необходимо внимательно следить, чтобы не было «плохих» теней от глаз и носа, при освещении сверху, поэтому источник света располагают под углом. Второй источник света освещает фон.
На самом деле схем освещения очень много, которые вы можете придумать сами, но самые распространенные представлены в этой статье.