Строим кадр правильно - метод выделения

Среди фотографов есть «умельцы» которые считают, что все и всегда можно поправить в Photoshop, но этот метод рассчитан на тех, кто хочет делать хорошие снимки не требующие исправлений.

При правильном использовании этот метод позволит нам управлять вниманием зрителя. Отмечу, что фокусировка на одной из деталей композиции часто не дает нужного эффекта. Применяя метод, стоит пользоваться некоторой основой, от которой мы будем отталкиваться. Достойной основой для применения метода выделения является правило третей.

Для применения метода требуется определить главный предмет, удалить от него отвлекающие элементы и разместить его в основание кадра. Определите, что будет являться центром внимания на снимке и стройте композицию вокруг него. Убирайте и приглушайте все, что может отвлекать от этого центра.

Притягательное

Существует много различных объектов которые притягивают взор зрителей в первую очередь. В портрете, будь то человек или животное, самым привлекательным является взгляд (глаза). Чуть меньшей привлекательностью, по сравнению с глазами, обладает лицо человека или морда животного. На обширных снимках внимание привлекают люди (или животные) целиком:

В общих случаях большой вес в кадре имеют объекты контрастные с фоном:

  • Освещенные детали на темном фоне
  • Затемненные детали на светлом фоне
  • Предметы тёплой окраски на фоне холодной окраски или обесцвеченном

На фотографии группы людей одетых в однотонную одежду один, одетый в яркое будет выделяться:

Приемы

Существует множество приемов, с помощью которых можно добиться выделения центрального элемента.

  1. Приближение (zoom) за счет этого отвлекающие детали будут скрыты за границами кадра. Используя обратный эффект — отдаление, можно добиться слияния заднего плана в текстуру и выделения центра на ее фоне.
  2. Поиск нужного ракурса дает превосходные результаты в выделении основного объекта. Помимо того, чтобы ходить влево и вправо не стоит пренебрегать позициями лежа, сидя, стоя на коленях. Вы можете залезть на объект съемки и проявлять любые чудеса акробатики для того чтобы добиться нужного эффекта.
  3. Панорамирование то есть движение «прицела» камеры за движущимся объектом съемки, при котором все, кроме движущегося объекта станет размытым.

Также можно использовать широко открытую диафрагму что обеспечит маленькую глубину резкости. Стоит учитывать, что управлять диафрагмой можно только на «продвинутых» камерах и, кроме того, научиться выбирать нужную глубину резкости и правильно фокусироваться, тоже задача не из легких. Поэтому владельцам мыльниц и новичкам не стоит акцентировать внимание на этом приеме.

Подводные камни

  • Слияния — когда объект заднего плана сливается с центральным объектом съемки и выходит, например, что из головы «растет» дерево.
  • Раздвоения — два или больше объектов привлекают одинаковое внимание, не являясь при этом единой композицией. К примеру два человека смотрят в объектив, стоя рядом, но только один из них является объектом съемки, а другой — случайный прохожий, глазеющий в объектив.
  • Детализация — фон с множеством деталей и высоким контрастом съедают выделяемый объект съемки. Здесь хорошо помогают отдаление (zoom) и уменьшение глубины резкости.
  • Обрубки — половинки людей и других объектов очень редко выглядят привлекательно (терминатора можно назвать исключением). Если требуется включить в композицию только часть человека, пытайтесь обрамлять его гармонично. Существуют разные способы обрезки человека на фотографии, но чтобы лучше научиться это делать, стоит поэкспериментировать. Можно сравнить различные варианты обрамления частей человека на снимке с помощью кадрирования.

Практика

Практику стоит начинать с применения правила золотого сечения. Научившись располагать объект съемки отталкиваясь от принципов золотого сечения попробуйте последовательно использовать описанные выше приемы на любых объектах съемки.

Начать лучше со знакомых, которые терпеливо будут терпеть ваши замечания ради нескольких хороших фотографий. Выберите время, в которое будет достаточно(но не слишком много) света и место, где можно будет опробовать разные виды съемки, как портрет, так и пейзаж.

Не жадничайте! Вы только учитесь, а потому не берите денег с подопытных и благодарите их только хорошими снимками, а неудачные оставляйте в секрете.