Фотографирование легкой атлетики

Бег

Фотографировать можно любое из трех основных положений бега: старт, сам бег и финиш. Старт не требует очень больших скоростей затвора (конечно за исключением съемки рывка со старта) и дает более свободный выбор точки съемки, которая здесь должна быть низкой.

Как известно перед стартом на большую дистанцию все участники стоят в одну линию, в этот момент фотограф отходит несколько вперед и вбок (на бровку), держит фотоаппарат на уровне своего роста и спускает затвор, как только раздастся сигнал к началу бега. Расстояние от линии старта зависит от числа бегунов — желательно включать в кадр всех участников. Для получения резкого изображения всего ряда спортсменов объектив необходимо задиафрагмировать.

Даже в самый момент старта, когда фигуры начинают двигаться, скорость их движения сравнительно невелика и не требует для съемки минимальных выдержек. Если рассматривать сам бег, а в особенности бег на длинной дистанции, когда цепь участников растянется, то такой бег для съемки менее интересен, потому что при беге на большую дистанцию по кругу стадиона фотограф, казалось бы, может выбрать любую позицию внутри круга, но здесь следует учесть, что будущий победитель не всегда идет впереди группы на дистанции и обычно вырывается вперед лишь около финиша, поэтому на случайно сделанном снимке впереди могут оказаться не сильные бегуны.

Наиболее интересен снимок победителя впереди группы остальных спортсменов около финиша и особенно в тот момент, когда бегун рвет ленточку.

К финишу бега на короткую дистанцию бегуны подходят с максимальной быстротой (около 30 км в час, но руки и ноги движутся вдвое быстрее), и здесь при съемке средним планом выдержка допустима не более 1/500 секунды.

Допустимый предел выдержки может быть увеличен с удлинением расстояния до бегунов и с уменьшением угла съемки (угол между оптической осью и направлением движения). Точка съемки при фотографировании финиша не должна быть очень низкой; лучшая точка — с высоты груди.

Прыжки в высоту

Их лучше всего фотографировать со стороны, в которую направлен прыжок, и слегка сбоку, при­мерно под углом в 30° к направлению движения, с расстояния в 5 м от середины планки. Резкость предварительно можно навести по планке (если вы хотите сфотографировать момент, когда спортсмен достиг наибольшей высоты и вытянул вперед руки) или немного ближе планки (если желательно показать преодоление спортсменом препятствия и зрительно эффектный момент выхода из полугоризонтального положения).

Прыжки в длину

Прыжки в длину при наличии аппарата, имеющего большие скорости затвора, снимайте под значительными (приближающимися к 90°) углами к направлению движения: это дает очень динамичные снимки, хорошо показывающие технику прыжка.

Для фотографов, располагающих аппаратами лишь с относительно небольшими скоростями затворов, удобна позиция на расстоянии 3 м впереди предполагаемого конца прыжка и немного (не более 30°) в стороне от его направления. Если планка отсутствует, фотоаппарат заранее наводится на резкость по какому-либо предмету, находящемуся в центре прыжка; затвор спускается в тот момент, когда прыгающий поравняется с этим ориентиром. Наилучший момент для съемки — то мгновение, когда спортсмен находится в наивысшей точке прыжка с высоко поднятыми ногами.

Прыжки с шестом

Следует фотографировать в тот момент, когда спортсмен находится в горизонтальном положении над планкой и готов выпустить из рук шест или уже выпустил его. Снимать с равным успехом можно как по направлению движения, так и навстречу ему, сохраняя примерно угол в 30° и расстояние в 5 м от планки. Предварительная наводка на резкость может быть сделана по планке; фотоаппарат направляют чуть выше нее.

В конце хотелось бы сказать, что при съемке прыжков всех видов лучшие результаты дает низкая точка съемки (фотограф приседает, становится на колени или даже ложится на землю, направив фотоаппарат кверху). Такая точка подчеркивает движение спортсмена и высоту прыжка, в то время как высокая точка невыгодна для этих целей. При низкой точке съемки фигуры спортсменов окажутся выше горизонта и четко выделятся на фоне неба; это повышает выразительность снимка, усиливает впечатление высоты прыжка.

Для съемки указанных выше трех видов прыжков пригодна выдержка в 1/500 секунды.