В статье фотографирование спортивных игр, мы с Вами рассмотрим две различные спортивные игры.
Футбол
Фотографировать футбольное состязание очень трудно, и большинство снимков неопытных фотографов представляет собой большое зеленое поле с рассеянными по нему точками в виде игроков. Такие фотоснимки мало интересны.
Большая территория, на которой происходит игра, быстрый темп, меняющиеся направления — все это делает совершенно бесполезной попытку гоняться за кадром: бегая вокруг поля, фотограф никогда не поспеет с фотосъемкой. Здесь его роль сводится в основном к занятию позиции около места, где можно предполагать наиболее оживленную игру. Такие позиции в основном находятся в зонах штрафных площадок и в особенности у ворот играющих команд. После занятия правильной позиции остается только запастись терпением и ожидать, когда игроки, борясь за мяч, приблизятся к нему. Можно расположиться с фотоаппаратом и в каком-либо другом месте у края поля. От Вас лишь потребуется быстрая реакция, чтобы не упустить момента для съемки.
Точная оценка расстояния на глаз — это результат практики, а хорошее знание правил игры, знакомство с тактическими маневрами участвующих в ней команд и индивидуальными приемами игроков позволят фотографу предугадывать интересные спортивные комбинации и положения.
Основное внимание обращайте, конечно, на движение мяча, вокруг которого происходит напряженная борьба. Показывать большое количество участников игры нет необходимости, это всегда приводит к слишком общему плану. Небольшая группа из трех-четырех футболистов, сфотографированная во время борьбы за мяч, будет более выразительной. Точка съемки в большинстве случаев должна быть нормальной, то есть на уровне глаз стоящего человека.
Следует знать, что высокая трибуна стадиона, переполненная зрителями, служит хорошим задним планом: на фоне нерезкого изображения трибуны хорошо выделяются фигуры спортсменов. Еще лучше смотрятся эти фигуры на фоне неба, но это при нижних точках съемки.
В момент напряженной игры у ворот в опасную для вратаря минуту требуется самая короткая выдержка. Однако можно сфотографировать с 1/100 секунды некоторые моменты футбольных состязаний, когда движения игроков не столь быстры, например, при ударах с угла, при штрафных ударах; в эти моменты игроки группируются перед воротами в более или менее спокойном положении.
Большинство советов по съемке футбола подходят также для волейбола, водного поло, хоккея.
Теннис
Из-за быстрых движений игроков и стремительных полетов мяча съемка тенниса требует очень коротких выдержек. Перед началом съемки рекомендуется понаблюдать за игроками, чтобы определить лучшие их удары и наиболее часто встречающиеся на площадке положения. Это позволит заранее установить необходимый метраж по шкале расстояний и, как при съемке футбола, выжидать появления игрока в пределах резко изображаемого пространства.
Позицию для съемки нужно выбрать между задней линией и сеткой так, чтобы солнце находилось позади фотоаппарата. Отдельные фигуры теннисистов обычно фотографируют с 5—7 м. Легче всего фотографировать подачу, так как это более или менее однородная, повторяющаяся деталь игры.
Интересными эпизодами для фотографирования являются моменты у сетки, когда игрок собирается «смэшировать» мяч; съемку нужно производить в момент, когда мяч приблизился к игроку, но не настолько, чтобы тот мог по нему ударить. Важно обращать внимание на фон. Светлый мяч на фоне неба или светлой стены почти незаметен. На темном фоне хорошо выделяются и белые фигуры теннисистов и мяч.
Съемка одной фигуры позволяет пользоваться полным отверстием объектива, благодаря чему задний план (зрители, зелень, строения) получается на снимке нерезким, а фигура спорт смена хорошо выделяется на этом фоне. Точка съемки должна находиться на высоте глаз, а при парной игре даже несколько выше, чтобы лучше показать расположение игроков на площадке. При съемке обособленных фигур теннисистов, например во время подачи или удара, вполне допустима и низкая точка, которая позволит подчеркнуть стремительность движений спортсмена.
Общий вид корта можно сфотографировать с высокой точки (но при этом фигуры теннисистов выйдут мелкими). Если скорость удара ракетки и движения мяча требуют для несмазанного изображения выдержки в 1/500 секунды, найдется достаточное количество моментов, съемка которых может быть произведена со скоростью 1/100 секунды (например, можно воспользоваться относительной неподвижностью игроков в момент опускания мяча или в момент наивысшего его полета).