Цвет — это один из признаков объективной реальности, присущий окружающим объектам и воспринимаемый человеком как осознанное зрительное ощущение. Цвет несветящихся предметов обусловлен следующими факторами: окраской предметов свойствами их поверхности оптическими свойствами источника света и среды, через которую свет распространяется свойствами зрительного анализатора и психофизическими процессами зрительного восприятия.
Цвета дополнительные — это цвета дополнительные к основным — синему, зеленому и красному — это желтый, пурпурный, голубой цвета. Сумма дополнительных цветов дает черный цвет.
Цвета основные — это цвета синий, зеленый, красный. Сумма основных цветов дает белый цвет.
Цветная вуаль — это фотографическая вуаль проявленного цветного фотоматериала образуется красителями, получающимися из цветных компонент в процессе химико-фотографической обработки.
Цветная окантовка — такую окантовку иногда называют «бахромой» — это проявление хроматической аберрации объектива. Обычно проявляется на снимках сделанных цифровыми фотокамерами. Небольшой размер матрицы цифровой незеркальной фотокамеры требует качественного объектива, обладающего высоким разрешением, однако сделать такой объектив без существенного увеличения цены невозможно. Для уменьшения эффекта цветной окантовки рекомендуется диафрагмировать объектив, если это возможно или фотографровать при более сильном освещении.
Цветная пленка — светочувствительный трехслойный материал для цветной фотографии. Выпускается для съемки при разной цветовой температуре: 5500К (для съемки при дневном свете), 3200К (для съемки при электрическом освещении).
Цветные шкалы — наборы различно окрашенных образцов, используемые для визуального контроля цветовоспроизведения при съемке на цветные фотоматериалы.
Цветовая гамма — это ряд цветов, преобладающих на рассматриваемом объекте или его изображении и определяющих его колорит и тональность.
Цветовая коррекция — приближение цветовых сочетаний на изображении к визуально воспринимаемым сочетаниям на исходном объекте или его зрительном образе.
Цветовая температура — это величина, характеризующая спектральный состав излучения источника света. Определяется температурой абсолютно черного тела, при которой его излучение имеет такой же состав и такое же распределение энергии по спектру, как и излучение данного источника.
Цветовой тон — один из трех атрибутов цвета, обусловленный в человеческом сознании окраской предмета определенным типом пигмента, краски, красителя.
Цветовой баланс — это понятие характеризует способность цветной пленки воспроизводить цвета снимаемой сцены. Химический состав фотоэмульсии цветных пленок рассчитан на определенный тип освещения (дневной свет или свет ламп накаливания). В этом случае говорят, что данная пленка «сбалансирована» для искусственного или естественного освещения. Если на пленку, сбалансированную для искусственного освещения, снимать при дневном освещении, то цветовоспроизведение на фотографиях, отпечатанных без дополнительной цветокоррекции, будет искаженным. Цветовой баланс, кроме того, характеризует воспроизведение цвета в цветных отпечатках. В последнем случае его можно менять в процессе печати.
Цветопередача — это процесс отображения цветов оригинала на его цветном изображении, а также результат этого процесса. В теории цветовоспроизведения выделяют физически точную, физиологически точную и психологически точную цветопередачу.
Центральный затвор, лепестковый — это затвор, лепестки которого расположены между оптическими элементами объектива.
Центровка объектива — это совмещение оптических осей всех линз, входящих в объектив, в процессе сборки объектива. Частое вывинчивание и ввинчивание компонентов объектива может привести к нарушению центровки.
Цифровая фотокамера — электронно-оптическое устройство, преобразующее сформированное оптической системой (объективом) изображение в последовательность электрических импульсов с помощью устройства-датчика с зарядовой связью (CCD, charge coupled device). Тем самым исключаются издержки на химическую обработку отснятого материала и его последующее сканирование для полиграфических и аналогичных целей. Образуемое цифровыми фотокамерами изображение состоит из дискретных элементов — пикселей, следовательно, чем больше пиксели обеспечивает та или иная цифровая фотокамера, тем выше ее разрешение и тем большего формата может быть окончательное изображение. Для оперативной съемки выпускаются профессиональные, полупрофессиональные и любительские цифровые фотокамеры с CCD-матрицами, однако наивысшее разрешение обеспечивается профессиональными камерами с CCD-линейками, которые в силу длительного времени сканирования фотографируемого пространства могут применяться только для съемки неподвижных объектов при неизменном освещении. Как правило, профессиональные цифровые фотокамеры создаются на базе обычных камер, иногда с сохранением съемочного устройства неизменным.
Четкость — степень проработки деталей изображения на фотографии.
Чувствительность пленки — это величина, характеризующая чувствительность пленки встандартизированных единицах ISO. Чем выше этот показатель, тем чувствительней пленка и тем в худших условиях освещенности можно на нее снимать. Но при этом могут возникнуть другие проблемы, например, повышенная зернистость.
Большинство выпускаемых пленок по чувствительности отличаются друг от друга ровно в два раза: ISO 25, 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200. Встречаются и пленки с промежуточными значениями: ISO 32, 64, 125, 160, 320, 640 и др. ISO — это международный стандарт. К нему сегодня приравнен и ГОСТ, российский стандарт. Наряду со значением ISO используется единицы DIN (немецкий стандарт). На каждой коробочке с пленкой, кроме единиц ISO указаны единицы DIN. Например, 100/21 означает — ISO — 100 ед., DIN — 21. Шкала DIN есть почти на всех советских фотоаппаратах.
Шаг экспокоррекции — это минимальное отклонение, на которое можно изменить экспозицию.
Шевеленка — это нежелательные сотрясения камеры, снижающие резкость снимка. Риск сотрясения повышается с увеличением выдержки. Для устранения шевеленки камеру закрепляют на штативе, для спуска затвора используют дистанционный пульт, спусковой тросик или автоспуск.
Широкоугольный объектив — это объектив с малым фокусным расстоянием и угловым полем зрения более 60°С. Фокусное расстояние широкоугольного объектива меньше фокусного расстояния нормального объектива. Большое угловое поле зрения позволяет включать больше объектов. Широкоугольный объектив удобен при съемке больших групп людей в помещении.
Широта пленки — это диапазон яркости, который линейно передается на пленке. Существует два понимания этого термина (раскрывающие этот термин с разных сторон), в первом случае речь идет о том, как пленка прощает промах в экспонировании, то есть, как отрабатывается неточная экспозиция. Чем пленка шире, тем она прощает больший промах. Второе толкование более точное/правильное, речь идет о том, какой диапазон яркости можно передать без искажений, то есть какие сюжеты можно корректно снять. Широта пленки больше всего зависит от ее типа, то есть известно, что цветной слайд в среднем шире (во втором смысле), чем цветная негативная пленка. В случае черно-белой пленки широта сильно зависит от условий экспонирования и проявления.
Штатив — это устройство, фиксирующее положение фотоаппарата во время съемки.
Штатив-тренога — это трехногое приспособление для жесткой фиксации фотоаппарата во время съемки с применением длительных выдержек и/или при съемке через длиннофокусные объективы.
Штатив-упор — это штатив с одной ногой, используемый для фиксации фотоаппарата во время съемки.
Штативная головка — это добавочное устройство к штативу, позволяющее придавать аппарату сильный наклон или поворот.
Шум (Цифровой шум) — это неравномерная структура изображения, состоящая из мелких элементов, имеющих различия в яркости или цветовом оттенке. Цифровой шум изначально возникает при считывании данных с сенсора фотокамеры ввиду неравномерного заряда светочувствительных элементов. На появление цифрового шума непосредственно влияют такие факторы как характеристики сенсора, температура сенсора, время экспонирования, и косвенно — алгоритм обработки изображения, получаемого с сенсора. Шум может быть как яркостным (Luminance noise), так и хроматическим (Cromatic noise). Обычно фотографии с избыточным шумом выглядят неестественно, являются низкокачественными. Часто Цифровой шум путают с зерном. Понятие Зерно применимо только к фотоплёнке.