Панорама — широкая и многоплановая перспектива, позволяющая свободно обозревать большое открытое пространство. Панорама рассчитывается на ее восприятие целиком и последовательно фрагмент за фрагментом. При увеличении вертикального угла зрения сила эмоционального воздействия панорамы увеличивается. В панораме выделяются высотные доминанты, акценты и композиционные паузы.
Панорамная головка — это разновидность штативной головки предназначена для панорамирования, т.е. съемки с плавным разворотом съемочного аппарата в горизонтальной плоскости на угол до 360°.
Панхроматические фотоматериалы — это черно-белые фотоматериалы, обладающие светочувствительностью ко всему видимому спектру.
Параллакс — эффект несовпадения границ кадра, наблюдаемого через видоискатель, и кадра, формируемого объективом на фотопленке. Возникает вследствие несовпадения осей видоискателя и объектива фотоаппарата.
Пассивный автофокус – это система автоматической фокусировки, основанная на определении контраста изображения. Пассивная фокусировка является наиболее современной и эффективной. Системы пассивной фокусировки используются в зеркальных фотоаппаратах и дорогих компактных камерах.
Пентапризма — это стеклянная пятиугольная призма, используемая в видоискателях однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Дает прямое, не перевернутое изображение объекта съемки.
Передержка — чрезмерная экспозиция, полученная светочувствительным слоем фотоматериала при съемке и приводящая к плохой проработке деталей в темных местах негатива.
Передний план — пространство между фотоаппаратом и главным объектом съемки, объекты расположенные на снимке ближе, чем главный объект съемки.
Перемешивание — процесс поддержания равномерного движения жидкости в ваннах с проявителем, стоп-раствором или фиксажем при обработке пленки или фотобумаги. Перемешивание способствует ускорению процесса обработки фотоматериалов, равномерности проявления и предотвращению появления на поверхности посторонних пятен и других дефектов.
Перспектива — это передача на плоскости фотоснимка объемности изображения предметов, создающая ощущение глубины пространства.
Перспективные искажения — изменения в перспективном рисунке снимаемого объекта, лишающие его сходства с оригиналом. Перспективные искажения возникают в случаях съемки с малого расстояния с нижней или верхней точек съемки, а также в результате использования короткофокусных объективов.
Перфорационные отверстия, перфорация — прямоугольные отверстия, расположенные на равных расстояниях друг от друга по обеим кромкам 35-мм пленки. Служат для транспортировки пленки в фотоаппарате.
ПЗС-матрица — предствляет собой светочувствительное устройство, которое записывает изображение во время съемки. Оно состоит из светочувствительных элементов, каждый из которых воспринимает лишь одну цветовую составляющую.
ПЗС-сенсор — Приборы с Зарядовой Связью, он позволяет получать изображение, преобразуя фотоны света в электроны (электрический ток). ПЗС-сенсоры отличаются лучшей чувствительностью к свету, меньшими шумами по сравнению с КМОП-сенсорами.
Пиксел — этот термин используется для обозначения мельчайшего элемента цифрового изображения. Также используется для обозначения разрешающей способности средств визуализации, например, мониторов и др. Синонимы — «пиксел» и «точка».
План — план при съемке, масштаб, в котором объект съемки (или его часть) изображается в кадре, нередко заменяется однозначным по содержанию понятием — крупность плана.
Пленка — это материал для записи изображений, представляющий собой гибкую прозрачную основу, покрытую фотоэмульсией.
Плоское освещение — это освещение, создающее слабоконтрастное изображение объекта с минимумом теней.
Плотность — это степень почернения участка негатива или бумажного отпечатка, характеризуемая количеством света, прошедшего через негатив или отраженного от бумажного отпечатка. Иногда используется для описания степени контрастности изображения (изображения с резко меняющейся плотностью называют контрастными).
Пограничный цветовой контраст — это явление изменения зрительного восприятия цвета у границ двух разноокрашенных участков рассматриваемого объекта или его изображения. Например, если желтый участок граничит с белым, то между ними наблюдается сине-фиолетовая переходная полоса (дополнительный цвет).
Пограничный цветовой контраст возникает и на границе ахроматических цветов разной светлоты и выражается в появлении пограничной полосы. На светлом участке — еще более светлой, а на темном участке — еще более темной.
Позитив — это фотографическое изображение тона, которого соответствуют распределению яркостей объекта съемки.
Показатель контрастности — числовые номера (обычно в диапазоне 1-5) и наименования, характеризующие степень контрастности фотобумаги.
По контрастности фотобумаги делятся на следующие: мягкие (soft), умеренные (medium), контрастные (hard), высококонтрастные (extra-hard) и особоконтрастные (ultrahard). Такое разнообразие типов фотобумаги обеспечивает получение высококачественных отпечатков с негативов различной степени контрастности. Если негатив очень контрастный, то рекомендуется использовать фотобумаги с малыми значениями показателя контрастности. В этом случае изображение на отпечатке будет ближе всего соответствовать реальному. Для получения нормальных по контрасту отпечатков печать слабоконтрастных негативов должна осуществляться на высококонтрастных сортах фотобумаги.
Поляризационный светофильтр — это светофильтр, который пропускает свет, поляризованный в одной плоскости, и поглощает свет, поляризованный в других плоскостях. При установке такого фильтра на объектив фотоаппарата или источник света можно устранить нежелательные отражения от таких объектов, как водная гладь, стекло и др. Если при съемке солнце находится сбоку, то небо при использовании такого фильтра получается темным.
Поляризация света — физическая характеристика оптического излучения, описывающая неэквивалентность различных направлении в плоскости перпендикулярной световому лучу.
Портретный объектив — это объектив, который используется для съемки портретов, обычно, средние телеобъективы: 80-100мм для 35мм камер, имеющие достаточно большую светосилу. Часть портретных объективов имеет особую конструкцию, позволяющую получать различные эффекты, например смягчение.
Последовательный цветовой контраст — это явление изменения зрительного восприятия цвета, обусловленное предварительным воздействием на сетчатку глаза другого цвета. Последовательный цветовой контраст возникает при достаточной быстрой смене цветных объектов или их изображений. Проявляется преимущественно в изменении светлоты цвета и по сравнению с одновременным цветовым контрастом и пограничным цветовым контрастом практически мало влияет на изменение цветности.
Предикативный автофокус — читай следящий автофокус.
Приоритет выдержки — это режим, в котором выдержка устанавливается фотографом, а диафрагма автоматически выбирается камерой.
Приоритет диафрагмы — это режим обратный режиму приоритета выдержки, это режим с автоматическим определением экспозиции, при котором значение диафрагмы задает пользователь, а камера устанавливает подходящую выдержку.
Приоритет фокусировки — это режим съемки, при котором снимок не может быть сделан до тех пор, пока камера не будет сфокусирована на объект съемки.
Притемнение — добавочное экспонирование отдельных участков изображения в процессе печати с целью увеличения их плотности. Осуществляется с помощью намеренного затенения светлых участков изображения в момент экспонирования фотобумаги пучком света увеличителя. Для этого можно использовать маски в виде кусочков картона, вырезанных по форме изображения, требующего затенения. Затенение можно производить просто рукой.
Приставка для макросъемки — это приспособление к фотоаппарату, позволяющее получать изображения объектов с линейным увеличением больше 1. Она представляет собой раздвижную конструкцию, обеспечивающую перемещение объектива в сторону объекта съемки.
Просветление — покрытие, представляющее из себя несколько слоев тонких пленок на поверхности оптических элементов (в основном более 10). Просветление снижает потери на поверхностное отражение, а также предотвращает образование бликов. Так, например, на поверхности непросветленной линзы отражается 4-6% процентов света. В сложных оптических системах, потери могут достигать 50 и более процентов. В тоже время, оптика с качественным просветлением пропускает до 99,9% процента падающего на нее света.
Проявитель — это восстанавливающий агент, который превращает в металлическое серебро экспонированные зерна галогенида серебра скрытого изображения.
Прыгающая диафрагма — это диафрагма объектива, у которой световое отверстие, полностью раскрытое при фокусировке объектива, закрывается до необходимого размера с помощью пружины в момент нажатия спусковой кнопки затвора фотоаппарата.
Пятна — обесцвеченные участки на пленке или фотобумаге, появление которых вызвано загрязнением раствора проявителя, недостаточным фиксированием, промывкой или перемешиванием.