Кадр – от фр. cadre — рама, лат. quadrum – четырехугольник, это понятие, означающее в фотографии отдельный снимок в одной тематической серии. Этим термином обозначается также линейно организованная часть негатива или отпечатка.
Кадрирование — выбор границ и формата изображения, имеющегося на негативе или слайде. Кадрирование используется для получения более гармоничного в визуальном отношении изображения. Может также относиться к процессу размещения объектов в поле зрения видоискателя.
Кадрирующая рамка – это устройство для удерживания фотобумаги в расправленном состоянии в процессе экспонирования. Обычно оснащается подвижными металлическими линейками для кадрирования.
Камера-обскура — прототип фотографического аппарата, представляющий собой затемнённое помещение или закрытый ящик с малым отверстием в одной из стенок, выполняющим роль объектива.
Кандела — от лат. candela — свеча – это единица силы света в Международной системе единиц (СИ).
Карта памяти — флеш-карта, электронный носитель для записи информации. Они бывают различных типов и размеров, например: SmartMedia, CompactFlash, SD-card, Sony Memory Stick, xD-Picture Card, MMC.
Карта памяти Compact Flash — карта памяти для использования в цифровых камерах, карманных компьютерах и других устройствах. CompactFlash были созданы с расчетом на установку в разъем PCMCIA Type II (Портативные компьютеры — NoteBooks), что возможно с помощью несложного пассивного адаптера. Существует два вида карт памяти Compact Flash I и Compact Flash II.
Карта памяти Memory Stick – изготовлена компанией Sony для устройств накопления данных. Существует два вида карт памяти Memory Stick — Memory Stick DUO и Memory Stick PRO.
Карта памяти SD — карта памяти нового поколения размером с почтовую марку. Карты памяти SD обеспечивают защиту данных и защищены от несанкционированной записи.
Карта памяти Smart Media — компактный полупроводниковый носитель на базе флэш-памяти. Благодаря простой конструкции, состоящей из полимерной основы и кристалла памяти, карта тонкая и легкая. В карте Smart Media отсутствует схема управления, поэтому там используются схемы адаптера или цифровой камеры.
Кассета фотографическая – от фр. cassette – ящичек – это светонепроницаемое устройство цилиндрической формы, в которую помещается светочувствительный материал.
Каше – от фр. cacher — прятать, заслонять – это непрозрачные или полупрозрачные заслонки, применяемые для спецэффектов или в технических целях. Применение каше называют кашированием (кашетированием) светового потока.
Кит (Kit) – слово обозначающее «комплект». Производители фотоаппаратуры обычно добавляют слово Kit к названию товара, если имеется ввиду, что товар поставляется в расширенной комплектации (с дополнительным объективом, чехлом, картой памяти и т.п.).
Клиновое фокусировочное устройство – это оптическое устройство, позволяющее облегчить и повысить точность фокусировки объектива по матовому стеклу.
КМОП-сенсор — Комплементарные полевые транзисторы со структурой Металл-Окисид-Полупроводник. Такой сенсор позволяет получать изображение, преобразуя фотоны света в электроны (электрический ток). КМОП-сенсоры способны выполнять и некоторые другие функции, например обработка изображения, так как, по сути, являются электронными чипами. КМОП-сенсоры широко распространены, они требуют меньших затрат при производстве и имеют меньшее энергопотребление, чем их конкуренты ПЗС-сенсоры.
Кодировка DX — данные о характеристиках пленки, специальным образом нанесенные на кассету и определенные места самой пленки. Кодировка DX используется для автоматического ввода в камеру светочувствительности, количества кадров, широты, а также для определения необходимых параметров в процессе автоматизированной обработки и печати с помощью современных мини-фотолабораторий.
Колесо прокрутки или Джогдиайл – это устройство-манипулятор в виде «колеса», выступающего ребром из корпуса камеры, служащее для выбора параметров настройки камеры.
Коллаж — от фр. Collage – приклеивание – это сочетание двух разнородных элементов и материалов или же произведений искусства и реальных объектов.
Колорит фотоизображения — от итал. colorito, лат. color — краска, цвет – это характер цветовых элементов фотоизображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.
Кольцевая вспышка — фотовспышка кольцевой формы, помещаемая вокруг объектива фотокамеры, дающая почти бестеневое освещение. Такая вспышка используется в основном при макросъемке.
Кома — один из видов аберраций оптической системы, в результате которой изображение точки, находящейся вне оптической оси имеет вид несимметричного пятна (по форме напоминающего запятую). Комы вызвана неодинаковым преломлением лучей различными участками линзы.
Компенсационные светофильтры — используются для перераспределения энергии по спектру оптического излучения, а также для коррекции спектральной чувствительности приемника лучистой энергии. В качестве компенсационных светофильтров применяют цветные абсорбционные светофильтры (стеклянные или пленочные).
Композиция фотокадра — от лат. compositio – составление – это структура, соотношение, взаимное распределение отдельных элементов фотографического изображения, обусловленные содержанием и характером произведения и во многом определяющие его восприятие.
Конверсионные светофильтры — синие и желтые светофильтры, которые позволяют смещать цветовую температуру источника света. Применяются при несовпадении цветовой температуры источника света и температуры, для которой сбалансирована пленка.
Конденсор – это система линз в осветителе фотоувеличителя или проектора, собирающая (конденсирующая) лучи, идущие от источника света (лампы) и направляющая их проецируемый предмет (пленку).
Контактная печать – это отпечаток, полученный путем экспонирования фотобумаги, к которой вплотную прижат негатив. Изображение на таком отпечатке получается того же размера, что и на негативе.
Контраст – термин следует понимать в следующих значениях:
1) Контраст объекта съемки — представляет собой отношение яркостей самой светлой и самой темной частей объекта.
2) Контраст фотографического изображения — тональная характеристика изображения, характеризующая различие в светлоте его наиболее ярких и наиболее темных участков.
3) Контраст освещения — величина характеризующая различие яркостей различных участков объекта.
Контраст изображения (визуальный) — зрительное восприятие разницы между светлыми и темными участками изображения. Чем больше разница между светлыми и темными участками, тем изображение кажется более контрастным. Восприятие контраста зависит также от наличия участков, имеющих промежуточные почернения.
Контрастная способность объектива – это отношение контраста изображения, образуемого объективом, к контрасту изображаемого объекта. Контрастная способность зависит от конструкции объектива и коэффициента отражения от поверхностей, граничащих с воздухом. Просветление объектива увеличивает его контрастную способность.
Контрастность фотоматериалов — тональная (или градационная) характеристика фотоматериала, определяемая по способности его светочувствительного слоя передавать распределение яркостей объекта съемки. Контрастность фотоматериала определяется не только свойствами светочувствительного слоя, но зависит также от условий его проявления. Для каждого типа фотоматериала существует нормированное значение показателя контрастности.
Контровой свет, контражур – это световой поток, направленный в объектив близко к его оптической оси. В результате действия контрового света – это светлый контур на освещенном объекте при полностью затененной фронтальной его плоскости. На практике применяется как верхне-, так и нижне- направленный, часто создают контур только с левой или с правой стороны освещенного объекта.
Контроль перспективы — передний элемент объектива, одно из основных назначений которого, корректировать перспективные искажения при съемке объектов, возникающие из-за непарралельности объекта и плоскости пленки (матрицы).
Коррекция объектива — исправление объектива путем устранения или уменьшения аберраций.
Коррекция перспективных искажений – имеется в объективах с функцией коррекции перспективных искажений, например, для архитектурной съемки.
Коррекция при инфракрасной съемке – обозначается в виде метки на объективе фотоаппарата, позволяющая точно сфокусироваться при съемке на инфракрасную пленку.
Коэффициент трансфокации – это отношение самого длинного фокусного расстояния вариообъектива к самому короткому фокусному расстоянию.
Кратность зума — кратность изменения фокусного расстояния объектива. Она равна отношению максимального фокусного расстояния объектива (в мм) к его минимальному фокусному расстоянию (в мм).
Кратность светофильтра – это отвлеченное число, показывающее, во сколько раз необходимо увеличить выдержку при съемке со светофильтром по сравнению с выдержкой при тех же условиях, но без светофильтра.
Кратность увеличения объектива – равна отношению фокусного расстояния объектива (в мм) к длине диагонали кадра (в мм). Для 35 — мм пленочных камер кратность увеличения зума 28-280 составляет 6,5х, кратность фикс-фокала 150 мм равна 3,4х, кратность широкоугольного объектива 28 мм 0,65х.
Кривизна поля изображения — один из видов аберрации оптических систем характеризующийся тем, что резкое изображение плоского предмета лежит на искривленной поверхности.
Крон – это общее название сортов оптического стекла, характеризующихся малой дисперсией света. Существующие сорта кронов делятся на легкие, обыкновенные, баритовые, тяжелые, очень тяжелые и крон-флинты. На изготовление фотографических анастигматов идут тяжелые кроны.
Кроп (кроп-фактор) – это площадь изображения, регистрируемого на сенсоре цифровой фотокамеры в сравнении с площадью изображения плёночной фотокамеры с размером кадра 24х36мм.
Большинство зеркальных цифровых фотокамер имеют сенсор, площадь которого меньше площади кадра стандартной фотоплёнки. Фокусное расстояние объектива фактически не меняется, если он используется как с плёночной фотокамерой, так и с цифровой, однако при использовании с цифровой фотокамерой возникает «кроп» — «обрезание» краёв изображения. Соответственно падает угол поля зрения объектива.
Кроп-фактор — значение, которое позволяет получить эквивалент фокусного расстояния объектива, используемого с цифровой камерой, имеющей сенсор меньшего размера чем стандартный кадр плёнки 135 (24х36 мм). Например, объектив с фокусным расстоянием 18 — 70 мм при использовании с цифровой фотокамерой Nikon D80, имеющей кроп-фактор 1,5, эквивалент для плёночной фотокамеры составит 27 — 105 мм, то есть угол поля зрения будет соответствовать объективу с фокусным расстоянием 27 — 105 мм, используемым с плёночной фотокамерой. Угол поля зрения в этом случае составит приблизительно 73° — 23° по диагонали кадра.
Кружок рассеяния – это искаженное изображение точки, образуемое реальной оптической системой. Возникает вследствие дифракции света и остаточной аберрации оптических систем. При съемке пространственного объекта невозможно с одинаковой степенью резкости получить изображение точек, лежащих на разном расстоянии от объектива. При расстоянии до рассматриваемого изображения 250-300 мм, кружок рассеяния воспринимается как точка, если его диаметр не превышает 0,1 мм.